5
июля глава Белогорска Станислав Мелюков вручил награды
белогорцам, строившим Байкало-Амурскую магистраль. Корреспондент
газеты «Сегодня» Елена Гладышева - о том, почему они остались
такими же, как и полвека назад.
Очередная церемония награждения бамовцев (до этого прошло несколько, в основном на заседаниях горсовета) состоялась в центре культурного развития. Связано это было с количеством награждаемых - почти 70 человек поднялись за час с небольшим на сцену, чтобы получить из рук главы города и председателя городского Совета народных депутатов почётные знаки и медали, подтверждающие, что они - герои масштабной комсомольской стройки, вписанной в историю страны вместе с их именами. С момента её официального старта прошло ровно полвека - 8 июля 1974 года было принято Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали».
И это был не только самый дорогой проект СССР, но и мировой феномен. Основной этап строительства пришёлся на 70-80 годы прошлого века. Как написали газеты, «это был многонациональный труд в поте лица нескольких поколений».
Открыл церемонию награждения глава Белогорска.
- Это знаменательная дата и великая стройка, - обратился к бамовцам Станислав Мелюков. - Я горд тем, что из двух миллионов строителей БАМа немало тех, кто живёт в Белогорске. Спасибо вам большое за то, что вы сделали!
А начавшаяся 50 лет назад стройка продолжается, сказал глава.
- Сегодня мы развиваем Восточный полигон: и БАМ, и Транссиб, всё, что с этим связано. Мы будем продолжать строить мосты, туннели. Задачи, которые поставил президент России Владимир Путин, очень большие. И то, что вы начинали 50 лет назад, будет продолжаться!
А это значит, что то чувство причастности к чему-то великому, ощущение, что жизнь проживается не зря, появится ещё у одного поколения.
Ветераны общесоюзной комсомольской стройки встретили эти слова громкими аплодисментами. Они поднимались на сцену за наградами в большинстве своём молча, но, вне всяких сомнений, с трепетом. Жали руку главе, скромно вставали рядом для фото. А потом, вернувшись на свои места в зал, вспоминали, что чувствовали и чем жили тогда.
- Это была великая стройка, - волнуясь, рассказывает журналистам Ирина Кучеренко. - Вокруг всё делалось с грандиозным размахом. Иногда казалось - прямо какая-то фантастика вокруг.
Она на БАМ приехала из Подмосковья с родителями. Здесь окончила школу, устроилась на работу - сначала на котельную, затем на станцию водоснабжения. Вышла замуж, родились дети. И всегда рядом были люди, готовые помочь в любую минуту, сплочённые и сильные духом.
- Это так приятно, что прошло столько лет, а про людей, которые строили БАМ, помнят и сегодня чествуют, - растроганно признаётся Ирина Викторовна.
Благодарен за внимание и Леонид Пархоменко. Около 10 лет, начиная с 1975-го, он работал водителем автобазы «Бамстройпуть». Затем продолжил трудиться в Тынде.
- Очень важная стройка была, - говорит он. - Тогда ж вся страна поднялась, везде про БАМ говорили. И все ехали - и молодые, и пожилые. Но больше, конечно, молодёжь. Приятно, что не забывают нас, бамовцев.
Для Зои Матвеевой награда в честь 50-летия БАМа стала второй. Первая - медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали», учреждённая Президиумом Верховным Советом СССР, была вручена ей в 1986 году.
- Теперь вот, в честь 50-летия, - говорит она. - Даже не верится, что столько времени пролетело, кажется, что будто вчера всё было - холод, морозы, тайга. Зимние месяцы были суровым испытанием. На 9 Мая обязательно шёл снег. А летом было много грибов и ягод, солнце... А в конце августа уже заморозки. Мои дети, которые родились на БАМе, до сих пор с ностальгией вспоминают своё детство…
Зое Васильевне самой есть о чём вспомнить. На БАМ приехала по наставлению отца сразу после окончания института - он с первого колышка строил станцию Маревую.
-
Мужа нашла там же, - с улыбкой вспоминает она, - он был
начальником стройучастка. Жили в разных комнатах в общежитии, а
потом объединились.
Надо сказать, что слушать таких людей - упоительно. Крепки. А ещё задористы.
- Это было как в фильме «Девчата»? - спрашиваю.
- Очень похоже, тоже поначалу жили в вагончиках, двери не закрывались, но жили дружно, - с теплотой вспоминает она. - Жизнь была сложная, да, но нас это как раз объединяло, не было никакого шовинизма, жили дружно независимо от того какой ты национальности. Работали, не задумываясь: зачем? Надо. А потому забота была о каждом и обо всех. Помню, как отец рассказывал: сплю, а рука на батарее, всё ли нормально, есть ли тепло?
- А как было с обеспечением?
- Зарплата была хорошая. За два года смогли выплатить за машину, которую получили по чеку. Помню, купить могли всё - от десятков видов сыра и импортной полукопчёной колбасы. А мы скучали по обычной варёной, так её иногда хотелось…
Мы негромко шепчемся, стараясь не мешать другим. Разговор прерывает мальчик в форме. С укоризной смотрит и, извиняясь, с намёком, что нужно встать с занятого места, спрашивает: «Можно?».
- Минуту, сейчас…
- Хорошо, подожду, - кивает он.
- Ты кого хочешь посадить? - требует от него ответа Зоя Васильевна. - Или ты тут сидишь?
- Я тут сижу, - смущённо отвечает он.
На самом деле, ему предстояло больше стоять сбоку от сцены, подавая руку женщинам, помогая им подняться и спуститься со сцены.
- Ну, ты пока постой рядом, мы сейчас договорим, - указала она ему.
Тот покорно встал.
А Зоя Матвеева тем временем рассказывает, какие чувства хранит в себе все эти годы. В первую очередь - гордость.
- Это же БАМ, - с жаром произносит она. - Это освоение нашего Дальнего Востока. И мы стояли в начале пути! А он был сложным - с нуля строили посёлки, валили лес, прокладывали колеи…
- Ну, понятно мужчины. А как же женщины, как справлялись, ведь иногда у вас не было самого необходимого? - спрашиваю, мысленно охватив взором масштаб пройденного пути.
- А что мы… мы привыкали, приспосабливались, быт налаживали, - удивляется вопросу она.
И действительно, о чём это я… Про характер и силу русской женщины ещё Некрасов писал. Вот и Зоя Васильевна подтверждает: справлялись. Даже если были маленькие дети. Их, уходя на работу, отводили к бабушкам, которые сидели с бамовской малышнёй, пока родители вершили стройку века.
Строила и Людмила Хамидулина. Кстати, она до сих пор трудится на благо Байкало-Амурской магистрали. Её стаж работы на БАМе уже 45 лет. Людмила Евгеньевна вместе со своей семьёй приехала на БАМ в далёком 1979 году по комсомольской путёвке на строительство первого направления Беркакит - Угольные мосты.
- Мы были молодыми, а значит, было интересно и весело, - говорит она. - Попали в очень тёплую атмосферу, вокруг была красивая нетронутая таёжная природа. Да, условий было мало, но настрой был замечательный, поэтому неудобства не смущали совсем.
Она рассказывает, что бамовцы до сих пор общаются и встречаются. Каждый год 1 мая проходят такие вечера встреч.
- Кто может, приезжает, - говорит Людмила Евгеньевна. - Нам есть, о чём поговорить, что вспомнить. А ещё мы бамовские песни не забываем. БАМ для нас - это стержень в жизни, многим помог преодолеть трудности и пережить потери. Так что всё это имеет значение для нас, причём очень большое значение, что сегодня БАМ высоко ценят. Хорошо, что ветераны дождались заслуженной славы.
Тем временем Станислава Мелюкова, который вручил награды большей половине приглашённых, после музыкального номера на сцене сменила председатель горсовета Виктория Гратий. И вернула всех в далёкий апрель 1974-го, когда из Кремлёвского дворца съездов на строительство БАМа отправился первый всесоюзный комсомольский отряд.
- Эта была стройка века, которая соединила восток и запад нашей огромной Родины. Байкало-Амурская магистраль - одна из крупнейших железнодорожных артерий России и всего мира, протяжённостью более 4 тысяч км. Время строительства все вспоминают с теплом. Сама жизнь показала, как изменил БАМ Дальний Восток и Сибирь. Спасибо вам за ваш труд! - с чувством поблагодарила она бамовцев.
Те ответили громкими аплодисментами. А депутат горсовета Юрий Олейник, который также был среди награждённых, обратился к коллегам по комсомольской стройке со следующими словами:
- Уважаемые коллеги! Я, как бывший член штаба ЦК ВЛКСМ по строительству центрального участка БАМа в 1977-80 годах, от души поздравляю с праздником! А ещё хочу выразить бывшую комсомольскую благодарность, а ныне гражданскую, за то, что мы с вами терпеливо выдержали, когда нам в спину говорили: это путь в никуда, путь в тупик. Теперь те люди в тупике. А мы - здесь!
Да, они были здесь. Потому что заслужили. И когда покидали зал ЦКР, от души благодарили сотрудника администрации и журналиста. Те стояли, ожидая, пока зал опустеет. И вежливо прощались с каждым, кто смотрел в их сторону. И это оказалась цепная реакция.
- Спасибо, девочки, такой прекрасный концерт! - благодарит одна из женщин. - Очень понравилось!
- Мы рады!
- Приглашайте ещё! - с улыбкой пожелал бамовец.
- Обязательно, на 55-летие! - отвечаем.
- Дай бог дожить! - разводит он руками.
- Доживём, - отвечают ему коллеги по комсомольской стройке. - Ещё загудим! 50 лет ждали, а 5 - это такая мелочь.
Чего не скажешь о БАМе...