В
Белогорске сложилась весьма удручающая ситуация с количеством
водителей автобусов. Кадровый дефицит в отрасли общественного
транспорта перешагнул 50%. Не хватает работников, простаивают
автобусы, не выходят на линию рейсы. А горожане проводят на
остановках до 45 минут. Почему так происходит - разбиралась
корреспондент газеты «Сегодня» Елена Гладышева.
В Белогорске нехватка водителей общественного транспорта не исключение, а скорее правило, которое установилось во многих отраслях, где наблюдается серьёзный дефицит кадров. Конечно, можно было бы предположить, что брешь в системе общественного транспорта пробили маленькие зарплаты. Но по факту сегодня платить за труд водителям в Белогорске, автоперевозчики готовы высокую и очень достойную. Однако очередей из желающих сесть за баранку не наблюдается.
Ситуация такова, что из-за нехватки кадров в этой сфере в городе с 1 октября пересмотрено расписание городских автобусных маршрутов. Вместо 36 на сегодня их осталось 21. Так, на линиях NN1 и 3 работают по три автобуса вместо шести (а бывает и два), по два - NN5, 11, по одному - NN4, 6, 12, и пять вместо шести - на N21. Последняя линия, объясняет главный специалист управления ЖКХ Оксана Чалая, выступает так называемым донором - когда рейсы по «тройке» или «единице» срываются, их переставляют с линии N21.
- Количество автобусов по этой 21-й линии мы ко всему прочему не можем сократить из-за студентов, - объясняет Оксана Чалая. - Даже несмотря на наличие N22 и 108 справляться с объёмом пассажиропотока там сложно. К тому же, если раньше по 108-й линии ходило семь автобусов, то сейчас - три ежедневно и по два на выходных.
В хорошие времена, добавляет она, по «тройке» курсировали шесть автобусов, и время ожидания на остановке составляло 10-15 минут. Потом рейсы сократили раз, второй... В итоге с 1 октября оставлены самые востребованные.
- Изменения были внесены в расписание движения автобусов по маршрутам NN1К, 3К и 11, - говорит специалист управления ЖКХ. - Вместе с перевозчиками мы провели анализ пассажиропотока, учли рабочее расписание взрослых пассажиров, поток школьников в первую и вторую смену. Вечерние маршруты также ходят до 22 часов, но некоторые по выходным и праздничным дням убрали из-за нерентабельности.
Дефицит порождает запросы…
Дефицит водителей, который переживают все амурские перевозчики, связывают с несколькими причинами. Сначала отрасль понесла потери в пандемию коронавируса. В Белогорске она унесла жизни четырёх водителей. Затем мобилизация на военную службу - на СВО ушли ещё несколько человек. Третья причина - снижение престижа профессии и сложность работы. Молодые в профессию почти не идут, говорят специалисты. В прошлом году предпринималась попытка восполнить пробел. Один из перевозчиков Геннадий Гедзерук за счёт собственных средств обучил двоих человек по специальности водитель с категорией D. Однако работать те не стали - один ушёл на СВО, второй не выдержал рабочей нагрузки. В итоге сегодня на территории его предприятия из 22 автобусов простаивают… 14.
- Перевозчики готовы хорошо платить за работу, - говорит Оксана Чалая. - К слову, поэтому убрали кондукторов, чтобы стимулировать зарплаты водителей. Но всё равно не идут... А если кто и приходит, то быстро уходит - ответственность большая, требования жёсткие, ведь это в первую очередь безопасность людей, плюс по 12-13 часов за рулём - изнурительно, не каждый выдержит. Тем более, без кондукторов.
Рабочий
день водителя начинается рано утром, в зависимости от маршрута.
Прохождение медика, оформление путевого листа, получение
терминала, выход на линию. Вечером всё надо сдать, отчитаться,
автобус проверить, почистить, помыть, подготовить к новому
рабочему дню. Многих такие требования не устраивают - мол,
отработал смену за рулём, а всё остальное - заботы других. И
уходят. Поэтому в ближайшие пару лет ситуация может
стать катастрофической, когда из профессии уйдут водители,
достигшие пенсионного возраста.
Так что ходить пешком - вполне себе реальность.
…а хамство - отрицательный результат
Кадровую проблему в этом году белогорский перевозчик Геннадий Гудзерук попытался решить за счёт мигрантов. Весной этого года за руль автобусов сели семеро граждан Киргизии, которых предприниматель привёз и оформил на работу за свой счёт. Однако уже летом двое уехали, один - буквально на прошлой неделе, четвёртый уедет вот-вот. При этом для водителей построено общежитие и выплачивается хорошая зарплата. Но не выдержали. Причём не столько рабочую нагрузку, сколько отношение пассажиров. Что и говорить, особой воспитанностью и вежливостью некоторые белогорцы не отличаются.
То, что пассажиры нередко ведут себя так, словно им должны и обязаны, подтверждает и Оксана Чалая:
- Летом была ситуация: пассажирка так достала водителя - то едет быстро, то медленно, что он не выдержал, остановил автобус, отказался дальше ехать. Был случай, когда пассажиры на ж/д вокзале вышли, водитель собрался ехать на перерыв, а один из пассажиров отказывался выходить, требуя везти его дальше. А потом и вовсе набросился с кулаками на водителя. В итоге агрессивный пассажир сбежал, теперь его разыскивают.
Или молодёжь, которая любит выставлять в окно свои ноги-руки. И когда их высаживают за нарушение правил безопасности, сразу же начинают писать-жаловаться в телеграм-каналы, мол, нас, деток, обидели, высадили...
Подобных примеров и перевозчики могут привезти немало. Конечно, не всегда и водители правы, но вспомним, к чему приводит хамство. Несколько лет назад газета «Сегодня» рассказывала, как из белогорской больницы уволились несколько врачей, не выдержавших ежедневных оскорблений и требований «вы должны и обязаны» от пациентов. Привело это к тому, что потом те же пациенты стали жаловаться, что не могут попасть на приём к узким специалистам, которые предпочли работать там, где их труд уважают и ценят. Такое же может случиться и с водителями. Если кто думает, что крутить баранку по 12-13 часов проще простого, тем предоставят возможность поработать на общественном транспорте.
Но вряд ли такие найдутся.
В
погоне за зайцами
Есть другая проблема - «зайцы». Те, кто пытается проехать в автобусе, не заплатив за проезд. Причём среди безбилетников не только дети, но и взрослые. Некоторые из них «случайно обнаруживают» в конце поездки, что у них нет денег ни на карте, ни наличных. Другие прошмыгивают в дверь, сбивая и толкая других пассажиров.
- За одним таким малолетним «зайцем» я некоторое время наблюдала, - приводит пример Оксана Чалая. - Он заходил в автобус, садился на сиденье и ехал. Если к нему подходил кассир - то оплачивал проезд, если нет - то выходил без оплаты. В один из дней поймали мы его на выходе, говорим: плати. А он: мне мама денег не дала не проезд. Позвонили маме, она в шоке: в смысле, я каждый день даю деньги на туда-обратно. А он что - тратит на вкусности и катается бесплатно...
«Схалявить» часто стараются студенты. Поэтому на 21-й линии всегда работают кондукторы - иначе перевозчики разорились бы. Но и без этого, по словам Геннадия Гедзерука, из-за «зайцев» он теряет до 20 процентов выручки ежедневно. А ведь это зарплата, налоги, запчасти. Да те же автобусы. Последние шесть стоимостью 12 млн каждый были приобретены в лизинг, и расплачиваться за них приходится не рублями, а юанями, курс которого, как известно, меняется ежедневно.
Возможно, в скором времени и в Белогорске придут к такому же решению, что и в Благовещенске, где с 24 августа за поездку в общественном транспорте платят при входе в автобус, а не при выходе. «А по-другому людей соблюдать правила - оплачивать проезд при входе в автобус в первую очередь - не научишь, - считает перевозчик. - А саму оплату - наличные средства или карту - необходимо приготовить заранее, на остановке. Почему-то никто не ходит в магазин за бесплатным хлебом. При этом проезд не считает обязательным оплачивать…».
Но главное - чтобы эти самые автобусы выходили в свои рейсы. А не простаивали в гаражах в ожидании тех, кто мог бы ими управлять.
Елена Гладышева