Сегодня на Амуре № 50 (18 декабря) 2024 г.


Миллионы для мошенников

 

В белогорской полиции подсчитали, сколько денег в этом году жители города и Белогорского округа перевели мошенникам. С использованием информационно-телекоммуникационных технологий за десять месяцев 2024 года совершено 463 преступления, это более чем на 8% больше, чем в прошлом году. При этом ущерб, причинённый гражданам, по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом уменьшился почти в два раза. Однако сумма получается всё равно внушительная - 47 млн 142 тысячи 284 рубля. Именно столько добровольно отдали мошенникам потерпевшие, большинство из которых проживают на территории Белогорска.

 

Десятки противоправных схем

 

Практически ежедневно сотрудники полиции регистрируют заявления от тех, кто пострадал от действий телефонных мошенников. Известны десятки схем, с помощью которых «разводят» потенциальных жертв, интернет-ресурсы и газеты подробно о них рассказывают, но всё равно находятся те, кто попадается на уловки.

 

- Меня надурили, как оказалось, по достаточно давно распространённой схеме, - говорит одна из пострадавших, кто недавно написал заявление в полицию. - И самое обидное, что ранее о такой схеме я уже слышала, но когда коснулось лично меня, растерялась, испугалась и как зомбированная выполнила всё, о чём просили. Сначала в “Телеграме” получила сообщение от якобы моего руководителя предприятия, на котором работаю. Он сообщил, что есть опасность возбуждения в отношении меня уголовного дела за перевод денег террористам. А как раз накануне я совершила покупку наматрасника через известный сервис объявлений. Почему-то подумала, что в этом-то и причина. В результате стала «спасать» свои деньги, и по указке перевела их на неизвестный счёт. Туда же отправила всю сумму с кредитной карты. Итого «попала» почти на 800 тысяч рублей.

 

Самодеятельностью не занимайтесь

 

Насколько убедительны могут быть мошенники, в редакции газеты «Сегодня» недавно убедились, что называется, на собственном опыте. Одному из журналистов в “Телеграм” тоже пришло сообщение якобы от гендиректора. Он обратился по имени и отчеству, ничего в этом плане не перепутал и сообщил, что сейчас будет звонить сотрудник ФСБ некий Резников, который проводит проверку по факту утечки персональных данных работников компании и переводе денег на Украину. Мол, он и объяснит, какие могут быть последствия и как этого избежать.

 

Звонок поступил через соцсеть “Телеграм”. Поговорить с мошенниками в редакции решили, как говорится, из спортивного интереса. И нужно признать, что беседа получилась содержательной и продолжительной.

 

Примерно на середине разговора, спустя минут через 20 после того, как раздался звонок, когда уже надоело отвечать на многочисленные вопросы какого-то Резникова, журналист призналась, с кем он разговаривает. Но даже этот факт его не смутил.

 

- Ну что вы так рано сдаётесь, - разочарованно протянул мнимый сотрудник, видимо, очень сожалея о напрасно потерянном времени.

 

До этого в его монологе были и устрашающие факты, и угрозы уголовной ответственности за якобы отправленные на Украину деньги с личного счёта, и чёткие предостережения.

 

- Так я пойду сама в банк и выясню, как это с моего счёта без моего участия отправили кому-то 1 млн 200 тысяч рублей, - возражала мошеннику журналист.

 

- Вы самодеятельностью не занимайтесь, - предупреждал аферист, явно отговаривая от разумных действий. - Никаких спешных шагов не делайте, иначе только навредите следствию. Вот сейчас вам позвонит менеджер банка и расскажет, что нужно дальше делать…

 

Чувствовали подвох

 

Некоторые из потерпевших потом признаются: мысль о том, что это может быть обман, мелькала, особенно когда вводили нужные номера счёта и в электронном чеке видели, что в графе «получатель» указаны неизвестные им фамилии людей. Но потом вдруг вспоминали, как солидно и убедительно разговаривал по телефону “сотрудник правоохранительных органов”, или как собственными глазами видели скрины якобы каких-то документов из следственного комитета, которые прислали неизвестные в “Телеграм”.

 

Изучить все схемы мошенников, чтобы обезопасить себя от обмана, вряд ли получится. Но если чётко помнить, что никаких персональных данных по телефону сообщать не нужно, и железно соблюдать это правило, то на уловки жуликов точно не попадёшься.

 

Сотрудники полиции ещё раз предупреждают, что не стоит верить звонкам из банков, Пенсионного фонда и других организаций. Настоящие специалисты этих ведомств никогда не позвонят через мессенджеры или соцсети, не станут интересоваться данными карты и тем более не будут просить перевести деньги на другие счета. При получении звонка или СМС о том, что карта заблокирована, ни в коем случае не следует сообщать по телефону личные сведения и коды, пришедшие на телефон. Нельзя открывать ссылки и файлы с незнакомых электронных адресов. Даже номер СНИЛС и тем более паспортные данные по телефону никому не стоит называть.

 

- Вот номер банковской карты я бы никогда никому по телефону не назвала, как и паспортные данные, - говорит одна из тех, кому в этом году тоже пришлось писать заявление в полицию по факту мошеннических действий. - Но мне в ходе рабочего дня позвонили якобы из регистратуры больницы и предложили пройти врачей в рамках диспансеризации. Для записи на приём нужно было продиктовать данные СНИЛС. В тот момент меня это не смутило, но потом коллеги стали говорить, что это мошенники и с помощью номера указанного документа можно оформить микрозайм через интернет. Пришлось в спешном порядке менять пароль на портале “Госуслуги” и обращаться в полицию, чтобы обезопасить себя от дальнейших проблем. Вдруг через год обнаружится, что на меня был оформлен кредит, так я смогу подтвердить, что лично никаких микрозаймов не оформляла.

 

Алгоритм действий отлажен

 

- Как правило, телефонные номера, с которых пишут или звонят мошенники, зарегистрированы за пределами страны, - комментирует ситуацию старший инспектор отделения анализа, планирования и контроля штаба МО МВД России «Белогорский» Вероника Курган. - Поэтому установить личности их владельцев часто не представляется возможным.

 

Впрочем, исключения всё же бывают. У сотрудников полиции при этом алгоритм действий отлажен. Как только поступает заявление потерпевшего, начинает работу специально созданная группа следователей и оперативных уполномоченных. Они проводят все необходимые следственные мероприятия, делают запросы в банки и сотовые компании, вносят номера телефонов в автоматизированную систему «Мошенник», которую используют правоохранительные органы всех регионов.

 

Стоит отметить, что в числе преступлений, совершённых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий также значатся незаконные действия в сфере оборота наркотиков, связанные со сбытом через телефоны и интернет, а также кражи банковских карт. Раскрываемость таких преступлений значительно выше.

 

Подозреваемых задержали

 

Телефонных мошенников иногда тоже удаётся вывести на чистую воду. К примеру, на днях в Благовещенске задержали четверых горожан, которых подозревают в интернет-мошенничестве. Правоохранители полагают, что они причастны к краже 10,5 млн рублей у доверчивой горожанки 1959 года рождения.

 

Как сообщает пресс-служба прокуратуры Амурской области, для обмана жулики использовали поддельный аккаунт руководителя работающей пенсионерки в одном из мессенджеров. В сообщениях они убедили потерпевшую в том, что против неё могут начать уголовное преследование из-за перевода денег на счета террористических организаций. И чтобы избежать этого, нужно перечислить свои сбережения в резервный фонд Центрального Банка России.

 

Испуганная амурчанка дождалась посыльного, и после кодовой фразы отдала ему 9 млн рублей. А после перевела на счета злоумышленников ещё полтора миллиона. Вскоре она осознала, что стала жертвой мошенников и обратилась в полицию.

 

Правоохранители отыскали и задержали трёх курьеров и одного их куратора, которые, как предполагается, причастны к хищению денежных средств благовещенки в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Все они оказались местными жителями.

Анастасия Чернявская

НазадАрхив