Руководитель
сектора по контролю в области розничной торговли
спиртосодержащей продукции администрации Белогорска не
исключает, что в ближайшее время начнёт использовать для работы
мобильное приложение «Инспектор». Оно разработано по требованию
аппарата правительства РФ и позволяет упростить общение бизнеса
и контролёров. Кто от этого выиграет, и почему белогорские
предприниматели неверно понимают цель профилактического визита,
узнала корреспондент газеты «Сегодня» Анастасия Чернявская.
Вместо выездных проверок
Про основные функции мобильного приложения «Инспектор» ещё в прошлом году на одной из встреч с владельцами общепита рассказывал представитель отдела надзорной деятельности УНД ГУ МЧС России. Тогда он отметил, что цифровые технологии позволят проводить различные визиты контролирующих служб и ведомств без выезда на обьекты, в дистанционном режиме ВКС.
Тогда предприниматели вздохнули на этот счёт с облегчением. Несмотря на мораторий по плановым проверкам, они всё ещё опасаются, что за выявленные нарушения во время профвизитов их сразу привлекут к ответственности.
- Не признают пока никакие профилактические визиты и предприниматели, которые занимаются розничной торговлей спиртосодержащей продукции,- рассказывает руководитель соответствующего сектора отдела по труду и потребительскому рынку администрации Белогорска Александра Цуцура. - Объясняем со всеми подробностями, что это не контрольно-надзорное мероприятие, оно не несёт за собой каких-то последствий, в том числе административную ответственность. При этом призвано обратить внимание на те обязательные требования, соблюдать которые необходимо. Можно сказать, что профвизит - это своего рода бесплатная консультация, взгляд со стороны компетентных лиц на то, чтобы не допустить отрицательных последствий. Возможно, профорганизация взяла бы за такое информирование деньги, а тут можно получить исчерпывающие ответы совершенно бесплатно. Но всё равно у предпринимателей к таким встречам не очень радостное отношение. Единицы пока что настроены на диалог с контролёрами.
Польза общения
В прошлом году в сфере реализации розничной торговли алкоголем проведено всего 45 профилактических визитов, инициированных самими контролируемыми лицами. Мероприятия включали проверки соблюдения правил реализации, а также информирование предпринимателей о существующих нормах и последствиях их несоблюдения. Отзывы по результатам положительные.
- Это было абсолютно верное решение узнать у специалистов, на что нужно обратить внимание и какие замечания устранить, - рассказывает один из владельцев магазина, в котором реализуют алкогольные напитки. - Я прекрасно понимал, что все выявленные недочёты - это исключительно моя персональная зона ответственности и в их устранении контролёр мне не помощник. Но зато я был уверен, что за это меня никто не накажет, к тому же лишний раз убедился, что не всегда мнение коллег по бизнесу правильное.
- Если в подробностях, был вопрос по реализации пива, - говорит ещё один владелец торговой точки, в которой провели профвизит в конце прошлого года. - Мы с коллегами, у которых тоже есть магазины с аналогичным товаром, спорили, как надо работать с электронным документооборотом. Уже все знали, что с 1 марта 2025 года организациям нужно отчитываться о приёмке не только в ЕГАИС, но и в «Честный знак». Это касается разливного пива в кегах. Так вот, выяснилось, что коллеги ошибались и подсказывали мне совершенно неверное решение, из-за которого пришлось бы теперь полностью перекраивать работу. А так я встретил нововведения во всеоружии.
При этом руководитель сектора по контролю в области розничной торговли спиртосодержащей продукции администрации Белогорска отмечает, что их главная задача - проконсультировать по соблюдению основных требований реализации.
- А вопросы чаще всего возникают чисто технические: как работать с «Честным знаком», на какую кнопку нажимать, чтобы произвести приёмку товара, - рассказывает Александра Цуцура. - Но в этом случае стоит обращаться целенаправленно к частным специалистам, которые помогут реализовать все необходимые меры
Нарушителей привлекут
Тем временем выездные обследования с последствиями и контрольные закупки тоже случаются. Как правило, проводят их только после того, как поступают жалобы от потребителей, которые и сообщают о возможных нарушениях.
- Причём, мы не можем работать по анонимным обращениям, - говорят в администрации Белогорска - Если нет фамилии обратившегося, передаём сведения в полицию. Отметим, что в соответствии с действующим законодательством ни при каких обстоятельствах личные данные заявителя не разглашаются, если он сам этого не желает. Иначе грозит уголовная ответственность, поэтому белогорцам не стоит опасаться, что их «рассекретят». К тому же мы работаем, прежде всего, для благополучия потребителей и благодарны всем, кто сообщает о нарушениях.
По итогам прошлого года зафиксированные нарушения касались преимущественно продажи алкоголя в ночное время, с 21 до 11 часов, а также реализации алкогольных напитков навынос в заведениях общепита. Были возбуждены три административных дела. Двум предпринимателям выписаны административные штрафы.
Во время контрольной закупки специалисты ведут видеофиксацию. Так, в одной из торговых точек на камеру записали продажу алкоголя после девяти часов вечера. Однако продавец пытался всячески оправдаться, мол, я не выдал чек, а значит, покупка не завершена.
Когда на этот счёт были озвучены веские доводы о том, что товар уже на руках и факт продажи зафиксировала видеокамера, продавец придумал новую версию случившегося. Мол, это вообще не я, вы это видео сгенерировали с помощью нейросетей.
Конечно, и они были опровергнуты, ведь контрольная закупка проводится в сопровождении свидетелей.
Теперь по этому факту будет составлен протокол об административном правонарушении, владельцу торговой точки придётся дать объяснения, после чего материалы дела направят в амурский минэкономразвития. Именно там его рассмотрят по существу и примут решение по назначению наказания.
Согласно ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ за нарушение особых требовании и правил розничнои продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции штрафы могут быть большие: до 40 тысяч для должностных лиц и до 300 тысяч рублей для юридических лиц. В отдельных случаях не исключена конфискация спиртосодержащей продукции.
В марте запланированы ещё выездные обследования. Они также будут проведены в результате обращения граждан, сообщивших о возможных нарушениях.
Проверять и сообщать
Белогорцы, заметившие факты незаконной торговли алкоголем, могут сообщать об этом по телефонам: 8(41641) 2-65-82, 8-914-581-15-97, на эл. почту alkogol.kontrol@yandex.ru
Кроме этого, в отделе по труду и потребительскому рынку администрации Белогорска напоминают, что каждый покупатель должен быть уверен в качестве продукции. Отличить контрафакт можно даже тем, кто в этом мало что понимает.
Основные признаки подделки:
- на акцизной марке нет голограммы;
- акцизная марка напечатана на цветном принтере, методом струйной печати;
- штрих-код на марке нечитаемый или нечёткий;
- этикетки неровно наклеены на бутылку;
- текст или картинка на этикетке немного смазаны;
- крышка бутылки протекает и плохо фиксируется на горлышке.
И что самое главное, существуют мобильные приложения, с помощью которых любой человек может проверить подлинность алкоголя через интернет. Одно из них -АнтиКонтрафакт Алко». Сегодня все розничные продавцы алкогольной продукции обязаны выдавать покупателю чек с QR-кодом. При сканировании такого кода или ФСМ-наклейки покупатель получает сведения о напитке, начиная с этапа его производства и завершая точкой продажи. Нужная информация берётся из базы данных ЕГАИС (единой государственной автоматизированной информационной системы), ведущей учёт по месту производства, объёмов и реализации спиртосодержащих напитков.
Анастасия Чернявская