Строительство
артезианского водозабора продолжится. На участок недр недалеко
от села Низинного в конце прошлого года получена лицензия на
проведение геолого-разведочных работ. После этого специалисты
пробурили одну из пяти скважин для того, чтобы оценить запасы
подземных вод и проанализировать их состав. Результаты дают
надежду на успех, и этим летом на месте должны появиться ещё две
новые глубинные скважины.
Строительство объекта вошло в долгосрочный план комплексного социально-экономического развития Белогорска, поддержанный президентом Владимиром Путиным и утверждённый Правительством РФ. Согласно мастер-плану, мощность нового водозабора составит 15 тысяч кубометров в сутки. Этого даже с запасом хватит на то, чтобы закрыть потребность города в воде и ещё оставить на перспективу будущего строительства.
- Каждая из скважин будет не менее 420 метров, - рассказывает директор белогорского “Водоканала” Вячеслав Остапенко. - Одна уже пробурена, ещё две должны появиться к концу года. Но согласно проекту всего скважин будет пять, а работы рассчитаны до 2027 года.
Отмечено, что кроме основного бурения специалистам необходимо провести целый комплекс геофизических исследований. Для этого нужны обустроенные площадки для хранения оборудования и материалов.
В целом процесс небыстрый. Используемое оборудование многотонное. Его доставляют в Белогорск на специальных автомобильных установках, затем долго монтируют. Первым делом производят разбуривание и монтаж обсадной трубы. Работы дорогостоящие. Согласно проекту, стоимость каждой скважины - не менее 20 млн рублей. При этом ошибок быть не должно. Любой этап важен и должен быть отлажен до мельчайших нюансов. Добираться до чистой питьевой воды, которая не загрязняется с верхних слоёв земли, нужно минуя не только слой глины, песка и известняка, но и слои природного камня.
Водозабор будет состоять из системы водоподготовки и станции второго подъёма. От него к многоквартирным домам проложат около семи километров водопровода.
- Скважин такой глубины в Белогорске ещё не было, - комментируют специалисты “Водоканала”. - Мы считали, что 390 метров, которые пробурили в предыдущие два года в микрорайоне Южном - фактически предел. Но нет, ведь на месте этого строительства глубина больше ещё на 30 метров.
Специалисты по бурению говорят, что вода в скважине начинает появляться уже после 8-12 метров, но следует понимать, что в её составе содержатся палочки и бактерии. Этот слой считается поверхностным, соответственно, способен впитывать осадочные воды.
- Проведение мероприятий в рамках проекта повысит надёжность функционирования объектов водоснабжения, - коротко комментируют в управлении ЖКХ. И добавляют, что еженедельно в период проведения работ отчёт отправляется и в министерство ЖКХ. Как, впрочем, и по строительству водозабора в микрорайоне Южном. Здесь, как известно, две новые эксплуатационные разведывательные скважины уже в работе, ещё одну должны будут подключить в перспективе.
- В микрорайоне Южном запланирована большая стройка, в том числе многоквартирные жилые дома, - комментирует Вячеслав Остапенко. - Идёт строительство ФОКа. При таком раскладе на новые скважины нагрузка будет больше прежней, но точную перспективу дополнительного подключения определят, когда будет готов проект строительства водозабора.
Всего в настоящее время город снабжают водой около 40 скважин и два водозабора, построенные ещё в советское время.
- Аварии, конечно, случаются, но в основном из-за старых сетей водоснабжения, - рассказывают слесари «Водоканала». По их словам, под землёй в виде труб водоснабжения можно встретить настоящие артефакты. Например, как в микрорайоне Транспортном, где в своё время строительство вели японцы.
- Там ещё на многих участках сетей трубы керамические, - говорят слесари. - И что самое интересное, большинство порывов случается, потому что сгнили каболки - это уплотнительный элемент, который использовали при соединении труб.
Но судя по рассказам специалистов, хорошие качественные трубы водоснабжения прошлых лет встречаются не везде.
- По улицам Кошевого, Первомайской, Тимирязева ситуация противоположная, - говорит Вячеслав Остапенко. - Там порывы в предыдущие годы случались часто, и состояние сетей крайне неудовлетворительное, хотя на отдельных участках сети водоснабжения меняли в конце 90-х. При этом толщина металла как минимум вполовину меньше тех, что были уложены в советское время, оттого и пришли они в негодность всего за двадцать лет.
В рамках инвестиционной программы предприятия специалисты “Водоканала” только по улице Кошевого в два предыдущих года провели капитальный ремонт с заменой труб в общей сложности более 1300 км сетей водоснабжения. В этом году работы на этом участке планируют завершить на участке более 200 метров.
Кроме этого, “Водоканал” продолжит капремонт 15 километров сетей, которые переданы от железнодорожной ресурсоснабжающей организации. Большинство участков в аварийном состоянии, но отказаться от них было нельзя. Компания готова содержать и оплачивать только те объекты, которые относятся к профессиональной деятельности.
- Основная сложность в том, что очень много коммуникаций переданы без схем их расположения, - рассказывают специалисты. - Кроме водоснабжения, расположены узлы теплоснабжения, канализации. И часто коллекторы находятся в таком месте, что очень трудно выполнить земляные работы экскаваторами так, чтобы ничего не задеть и не порвать.
В прошлом году были отремонтированы самые аварийные участки водоснабжения, расположенные в микрорайонах Транспортном и Сосновке. Отрегулирована подводка труб к котельной «Берег». В общей сложности около 3,2 км уже прошли капитальный ремонт.
- Но работы ещё очень много, - комментируют в «Водоканале». - В районе железнодорожного вокзала и вовсе придётся аккуратничать, потому что там тоже очень много коммуникаций.
Кроме этого в планах на это лето провести плановые ремонты оборудования КНС, хозяйственные работы на всех объектах «Водоканала» и, конечно, подготовиться к следующему зимнему сезону.
- Благодарен коллективу за их профессионализм, - не в первый раз отмечает директор «Водоканала» Вячеслав Остапенко. - Мы команда, и несмотря на дефицит кадров, справляемся со всеми вопросами, которые приходится решать.
Как известно, в «Водоканале» не хватает водителей, экологов и слесарей. Свободными остаются, как минимум, два десятка вакансий.
Анастасия Чернявская