15
июня в России отмечался День медицинского работника. Накануне
праздника в редакцию пришло письмо, посвящённое известному
белогорскому врачу-анестезиологу-реаниматологу высшей категории
Валерию Владимировичу Золотарю. Он носит звание отличника
здравоохранения Российской Федерации. Многие годы Валерий
Золотарь отдал городской больнице. Сегодня спасает жизни в
Белогорском военном госпитале. Несколько лет назад в интервью
газеты «Сегодня» на вопрос: «Сколько Вы спасли жизней? - он
ответил: «Не могу сказать, не считал… Да и зачем? Я врач. И
спасение жизни - моё призвание, мой долг».
И это письмо - подтверждение тому…
«Тихая осенняя ночь 1994 года. В квартире никто не спит, горит лампа накаливания, еле-еле освещая помещение тусклым жёлтым светом. Женщина, едва сдерживая слёзы, держит на руках задыхающегося ребёнка трёх с половиной лет, и с дрожью в голосе пытается его успокоить. Отец, нервно накручивая диск телефона, пытается дозвониться до скорой помощи, но связь работает плохо…
Дозвониться получается только с пятого раза - диспетчер принимает вызов. Несмотря на немалое расстояние от города, синие проблесковые маячки старого «рафика» озаряют двор уже через 15 минут. Фельдшер, хрупкая девушка лет 20-ти, бежит навстречу родителям, ожидающим «скорую» на улице. Медик берёт мальчугана на руки и бежит к машине. Опытный седой водитель, словно пилот гоночного болида, гонит старый автомобиль, выжимая из него всё, пролетая светофоры, не сбавляя скорости, входит в повороты. Довезли, успели. Реанимационная бригада во главе с заведующим отделением реанимации Белогорской межрайонной больницы Валерием Золотарём уже готова к приёму пациента. Диагноз поставлен быстро - стеноз гортани на фоне ОРВИ. Для родителей начались мучительные сутки ожидания. Ещё более мучительными были бессонные ночи для матери мальчика. Никто из персонала не смел её обнадёжить, лишь разводили руками - мол, ситуация безнадёжная.
Заведующий реанимацией Валерий Золотарь - суровый, скупой на слова и эмоции врач. На все вопросы отвечал коротко: без положительной динамики. Но сам он оставался на ночные дежурства, и многим его коллегам тогда казалось, что спасение мальчика стало для него личным делом, личным боем со смертью. В эти дни он был закрыт для общения, молчалив. А в глазах читалась погружённость в эту борьбу, исход которой никому не был известен.
Однажды, проведя консилиум и уже почти забывший, что такое сон, стоя на пороге своего кабинета, он обратил внимание на мать, из глаз которой непрерывно текли слёзы. Отойдя от двери, сурово прикрикнул на неё: «А ну, не смей реветь, ты что, хоронить его уже собралась?». И вернулся в кабинет, хлопнув дверью. В этот момент в больнице отключился свет. По какой-то причине не включалась резервное питание. Казалось, что сама смерть вытащила козырь, который долго прятала в рукаве, выжидая нужный момент. И в этот момент завотделением ворвался в палату реанимации и интенсивной терапии и стал отдавать приказы. Медперсонал зажёг свечи, подготовил медикаменты, инструменты, приготовились подавать кислород в детские лёгкие вручную. Но в этот момент электропитание было восстановлено. Вот так прошёл один день борьбы доктора Золотаря за жизнь мальчика. Затем прошли четыре дня с натянутыми у всех до предела нервами. Каждый врач и медсестра больницы знали о маленьком пациенте, за жизнь которого в отделении реанимации шла жёсткая борьба. Одни скрещивали за него пальцы, другие шептали тихие молитвы...
На пятый день случилось то, на что уже мало кто рассчитывал. Опутанный проводами, с маской на лице, похожий больше на пришельца из другого мира, мальчик задышал самостоятельно, открыл глаза, посмотрел на стены палаты, на провода и шланги. Попробовал подняться, но из-за слабости и веса сплетений проводов не смог. А к нему уже бежала медсестра: лежи-лежи, вставать нельзя. Через считанные минуты в палате были врачи и сам заведующий отделением. На его усталом лице читалось лишь одно - победили, смогли…
Да, смерть расписалась в своём бессилии в эпикризе, которая послужила актом о её капитуляции. И этот пациент, которому исполнилось 34 года, поздравляет всех, кто связан с медициной. И говорит: врачи, медицинские сестры, фельдшеры, водители, все вы делаете одно большое дело, невзирая на преграды, даже если это непроходимая сельская дорога или обстреливаемое со всех сторон поле, где помощи ждёт раненый. Жизнь - высшая ценность, данная нам свыше. И вы её хранители. С праздником, спасибо за ваш бесценный труд!».
Елена Гладышева