Сегодня на Амуре № 35 (3 сентября) 2025 г.


Готовность к школе проверили

 

Неблагополучные семьи, в которых воспитываются школьники, проверяют в рамках ежегодной операции «Всеобуч». Межведомственные рейды организованы по всем микрорайонам города с участием инспектора ПДН, специалистов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также представителей комплексного центра социального обслуживания населения. Основная цель - проверить готовность к новому учебному году.

 

В списке запланированных посещений, как всегда, несколько десятков адресов. На учёте числятся семьи, оказавшиеся в социально опасном положении. Как правило, родители нигде не работают, злоупотребляют спиртными напитками, а основной и порой единственный доход в семье - это детские пособия. Многодетным семьям удаётся на эти деньги не только устраивать многочисленные застолья, но и арендовать вполне приличное и достаточно дорогое жильё. Вот только благополучия этот факт добавляет немного.

 

Двери одной из таких квартир представителям рейда открывает нетрезвый мужчина, и кто он несовершеннолетним детям, которые находятся в квартире, сначала остаётся только предполагать.

 

- Да я сожитель их матери, - вежливо представляется гражданин и заплетающимся от алкоголя языком объясняет: - мы выпили сегодня немного, и моя гражданская жена сейчас отдыхает. Я бы попросил её не беспокоить.

Затем уверяет, что к школе дети собраны, всё необходимое уже купили, вот только показывать покупки не спешит.

 

Трое несовершеннолетних из этой семьи учатся в интернате N10.

 

- Конечно, мы им всё уже приобрели, у нас есть деньги, - говорит мужчина. - Мы и за аренду этой квартиры 45 тысяч в месяц платим.

 

- Откуда у вас такие средства? - интересуются представители рейда.

 

- Так мы детские пособия получаем, пенсии на детей по потере кормильца, и я на инвалидности, - сообщает мужчина. - К тому же я сейчас на работу охранником устраиваюсь.

 

Озвученным рассказам специалисты органов системы профилактики, понятное дело, не очень-то верят. Раз оказались в квартире, обязательно обращают внимание на наличие спальных мест, постельного белья, продуктов питания.

 

Во время всего разговора один из мальчишек на кухне моет посуду. Он не очень разговорчив, но поясняет, что на обед была жареная картошка и всем хватило. На обеденном столе лежит две небольшие горстки печенья.

 

- Это мы с братом поделили, - говорит ребёнок.

 

Представитель комплексного центра социального обслуживания проверяет, что в холодильнике. Там практически пусто, есть большой пакет картофеля, овощи, а в кухонных шкафчиках - крупы и макароны.

 

- В ближайшие дни ещё раз проверим эту семью, - говорит после визита главный специалист комиссии по делам несовершеннолетних Лада Новикова.

 

Как поясняют представители органов системы профилактики, иногда сигналы о том, что есть проблемы, поступают даже на личный телефон. Информация стекается отовсюду: от соседей многодетных и неблагополучных семей, из органов опеки, поликлиники, полиции, школы, где обучаются дети. Если писать официальным языком, то это работа, проводимая в рамках межведомственного взаимодействия по выявлению и оказанию помощи. А на деле это постоянные рейды, строгий контроль кураторов и стремление помочь.

 

- В школу собрались? - спрашивает Лада Новикова по очередному адресу в микрорайоне базы-57 у матери троих детей, двое из которых школьники. Средний сын в этом году идёт в первый класс.

 

- Нет, ещё ничего не купили, но мы уже список составили, - говорит горе-родительница. - Сейчас детские получим и пойдём покупать. В ближайшие дни.

 

Выясняется, что за несколько дней до 1 сентября у детей нет ни школьной формы, ни обуви, ни канцелярских принадлежностей.

 

- Чем раньше думали? - отчитывают мать участники рейда. - Ведь на выпивку находите? И предыдущие детские пособия наверняка пропили?

 

- Я собираюсь пойти и закодироваться, - сообщает женщина, опустив глаза в грязный пол.

 

Ей объясняют, что ждать получения детских пособий и совершения покупок времени нет. 1 сентября дети должны пойти в школу. Поэтому оказать помощь в виде одежды к школе и канцелярских товаров могут в комплексном центре социального обслуживания населения. Там есть не только бывшая в употреблении, но и новая одежда, которую учреждению предоставляют в дар предприниматели города.

 

- Вам только нужно приехать и выбрать, - дают рекомендации матери несовершеннолетних. - Рост, размер обуви своих детей знаете?

 

- Я приеду обязательно, может даже завтра, - неуверенно отвечает родительница, игнорируя все остальные вопросы. Ей строго-настрого наказывают, что если в школе будут возникать вопросы по посещаемости, опрятности детей, то разговаривать с ней будут гораздо строже.

 

По следующему адресу, который посетили в ходе рейда, все разговоры с матерью несовершеннолетнего именно в этот день бессмысленны. Женщина даже во двор частного дома выйти не в состоянии из-за сильного алкогольного опьянения. Минуя собак на цепи, участники рейда заходят в жильё и уже не в первый раз обнаруживают горы грязной посуды и беспорядок.

 

- Всё у нас нормально, - пытается объяснить пьяная родительница. - У сына отдельная комната, к школе почти всё купили…

 

- Эта семья числится у нас на учёте достаточно давно, и контроль будем продолжать, - говорит Лада Новикова. - Приедем ещё, нужно застать мать в адекватном состоянии.

 

Пригласят её и в отдел по делам несовершеннолетних. Возможно, там женщина будет рассказывать, что подобных ситуаций больше не допустит и что непременно бросит пить, устроится на работу. Контролирующие службы при этом, если необходимо, могут подключить наркологов, психологов. Специалисты комплексного центра проконтролируют, все ли социальные пособия оформлены в этой семье. Причины проблем не всегда связаны только лишь с алкоголем. Но разбираться в них, помогать выбираться из беды, не оставлять без внимания тревожные сигналы - задача кураторов.

 

В день проведения рейдовых мероприятий только одна из семей встретила специалистов порядком в квартире и вкусными ароматами только что приготовленного обеда. Оказалось, что в ней проживает отец с тремя маленькими дочерями. Одна из них в этом году идёт в первый класс. А мама девочек отбывает наказание в местах лишения свободы и о судьбе дочек не очень-то беспокоится.

 

- Но мы и без неё отлично справляемся, - говорил отец девочек.

 

Такие вот выходят подробности работы межведомственного взаимодействия с семьями, находящимися в социально опасном положении.

Анастасия Чернявская

НазадАрхив