Какие
правила вступили в силу для амурских школьников и их родителей
Цифровая трансформация, борьба с бюрократией и поддержка молодых педагогов - на ежегодном педагогическом совещании Приамурья обсудили главные темы в образовании.
Новый нацпроект и новые задачи
Цифровой скачок, демографическая яма, необходимость обеспечить технологический суверенитет страны - вызовов у системы образования РФ сегодня хватает. При этом Амурская область показывает хорошие результаты: в регионе больше 4,5 тысячи детей стали победителями, призёрами всероссийских олимпиад и федеральных конкурсов, обладателями стипендий. Только за прошлый год 200 человек получили серебряные и 182 - золотые медали.
- В 2024 г. завершился нацпроект «Образование». Ему на смену с 2025-го пришёл новый нацпроект - «Молодёжь и дети». В основу новой стратегии легли больше 25 тыс. предложений от педагогического сообщества, родителей, самих школьников, - отметила зампред правительства области - министр образования и науки Приамурья Светлана Яковлева.
Как цифровизация борется с бюрократией
Технологическое лидерство - задача, которая стоит сегодня перед всей страной. И поскольку обеспечивают Россию такими специалистами школы, вузы и ссузы, то для образования эта цель становится одной из самых главных.
- В новых нацпроектах чётко обозначены три стратегических направления: инфраструктура, импортозамещение, использование искусственного интеллекта и верифицированного контента, - подчеркнула Светлана Яковлева. - Необходимо масштабное и долгосрочное финансирование инфраструктуры. Нужно продолжать поднимать профуровень педагогов и IT-специалистов в образовательных организациях, тесно работать с разработчиками отечественного программного обеспечения и в соответствии с этим выстраивать обучение.
Также цифровизация должна снизить бюрократическую нагрузку на учителей. С этого года для учителей, воспитателей детсадов и педагогов ссузов работает сервис «Помощник Рособрнадзора»: чтобы помочь учителям быстро получать информацию о бюрократических вопросах и сообщать, когда они считают, что их права нарушены.
По данным опросов, в 2024 г. амурские педагоги тратили на административную работу почти 55% времени - на 9 пунктов меньше, чем в 2023-м. Стремимся к общероссийскому показателю - 49,2%.
- Учитель должен тратить на административную работу не больше 30% своего времени, - почеркнула Светлана Яковлева. - Перечень документов для учителей школ и педагогов среднего профобразования утверждён на федеральном уровне. И важно понимать: если учитель берёт на себя дополнительную административную работу, оплачиваемую отдельно, это уже не увеличивает его бюрократическую нагрузку как учителя.
В Приамурье молодеют учителя
Кадровый вопрос в образовании остаётся актуальным. За последние 4 года в Приамурье появилось 134 земских учителя. Ещё одно решение кадрового вопроса - педагогические отряды. Регион был одним из первых, где начали их формировать из старшекурсников БГПУ и педколледжа.
- За последние три года амурский педагог помолодел: с 49 лет до 46, - отметила Светлана Вячеславовна.
Всего же за последние несколько лет в амурские школы устроились более 800 молодых педагогов. В этом году образовательные учреждения ждут ещё 129 выпустившихся специалистов.
Привлекают педагогов и с помощью единовременной денежной выплаты (ЕДВ). За последние три года в Приамурье ЕДВ и другие выплаты получили 823 человека на сумму 108,6 млн руб. Самые большие подъёмные ждут тех, кто едет в Свободный - по 600 тыс. руб. В Тынде таким учителям предоставляют по 300 тыс., Свободненский район, Шимановский и Тындинский округа дают по 200-250 тыс. Ещё молодым педагогам предоставляют квартиры или компенсируют аренду жилья. Вопрос обеспечения педагогов жильём находится на особом контроле у правительства Амурской области.
Не перегружать контрольными
Конец учебного года для всех 26 мая, проверочные работы - не больше 10% учебного времени. С сентября этого года вступил в силу 704-й приказ Минпросвещения России N704. Он вносит существенные изменения в организацию учебного процесса. Новые правила делают более прозрачной и чётко регламентированной учебную нагрузку, повышают качество образования и улучшают планирование учебного процесса, а также устанавливают единые для всей страны федеральные образовательные программы для общего образования. Россия приходит к единому стандарту, который не должен зависеть от региона или «самодеятельности» школ.
Теперь законодательно закреплена возможность трёхгодичного обучения в начальной школе. Это означает, что школа может решать, будут ли у них в начальной школе 1-3 или 1-4-е классы. При этом учебная нагрузка должна быть распределена равномерно, а образовательная программа разработана с учётом всех требований.
- На уровне основной среды общего образования изменилось максимальное и минимальное количество часов аудиторной нагрузки (работы в классе). Педагогам рекомендуют давать детям достаточно времени, чтобы ребята успевали завершить свои практические работы, - рассказывает Светлана Яковлева. - Очень важно, что контрольные не могут превышать 10% от общего учебного времени.
Важная история
Также Приказ N704 определяет и поурочное планирование по всем предметам на всех уровнях образования непосредственного применения. Это значит, что в любой школе нашей страны будут вести уроки в соответствии с единым планом. И в итоге вне зависимости от региона, города или конкретной школы стандарт качества образования будет единым.
- Теперь учителям доступен конструктор образовательных программ. Он расположен на портале «Единое содержание общего образования», - отмечает Светлана Вячеславовна. - То есть педагогам даны инструменты, которые позволяют высвободить время: урок спланирован, программу можно создать в конструкторе, причём пользоваться для занятия контентом, который верифицирован, а значит - помогает учителю вести занятие качественно.
Кроме этого, 704-й приказ определяет и требования к результатам освоения образовательной программы. Есть чёткие требования и критерии, какую информацию ребёнок должен получить от учителя и, соответственно, что знать. «Программы обучения синхронизированы с госэкзаменами и всероссийскими проверочными работами. Этот вопрос волновал общественность, и новые правила учитывают данный момент», - говорит министр.
Достижения амурских школьников
Практически вдвое увеличилось количество участников от Приамурья в федеральном конкурсе «Большая перемена» за последние несколько лет. Причём амурские дети становятся и призёрами, и победителями этого престижного всероссийского состязания. Так, в этом году в «Большой перемене» участвовали 1471 человек. И на полуфинал во Владивосток поехали 29 юных амурчан из Тынды, Сковородина, Зеи, Прогресса, Магдагачей, Белогорска и Благовещенска.
- Ещё одно направление, в котором амурские школьники активно принимают участие - национальная технологическая олимпиада, - отметила Светлана Яковлева. - Традиционно наши ребята проходят конкурсные этапы по различным направлениям, и на всероссийский уровень выходят от 20 до 40 человек. В этом году 11 учеников 8-11-х классов представляли Амурскую область на всероссийском этапе, и по результатам амурчане признаны лучшими в профиле «Вводные робототехнические системы».
Новые учебники и подход к истории
С этого года для школьников 5-7-х классов на историю выделят не два, а три урока в неделю. При этом обществознание в 6-х и 7-х классах преподавать больше не будут.
- Государственные учебники будут сменяться поэтапно. Средства на это выделены в полном объёме, учебниками детей обеспечим на 100%, - подчеркнула министр образования и науки области. - Частый вопрос, который возникает у родителей в начале учебного года: нужно ли покупать рабочие тетради к учебнику? Если в учебно-методическое пособие входят учебник, тетрадь, прописи, методические пособия, карты - весь комплект выдаётся бесплатно. В остальных случаях учитель может предложить родителям приобрести, но это не является обязательным для образовательного процесса.
Каждой школе - по продлёнке
Ситуация, типичная для почти каждой семьи с ребёнком-младшеклассником: родители работают до вечера, а ребёнок после трёх уроков остаётся один дома. Поскольку демография - одно из приоритетных направлений национальной политики, в рамках нацпроекта «Семья» во всех школах должны появиться группы продлённого дня.
- Сегодня это не только выполнение домашнего задания, но и безопасность, воспитание, организованный досуг и обучение самостоятельной работе с учебными заданиями. На эти цели выделены средства, которые поступят в виде субсидий, - подчеркнула Светлана Яковлева.
Органы местного самоуправления в сфере образования должны разработать меры по увеличению числа детей, посещающих эти группы. Важно не только выделить деньги на воспитателей, но и провести разъяснительную работу с родителями.
Екатерина Гвоздовская