Сегодня на Амуре № 9 (5 марта) 2025 г.


Новый строят, старый ремонтируют

 

Большая стройка началась в Белогорске. Пару лет назад даже оптимисты считали её реальной, но в далёкой перспективе. Погружение первых свай будущего путепровода в землю по улице Базарной теперь и пессимистов убеждает в том, что путь осиливает только идущий. В случае города ещё и мечтающий. С умом. Совсем скоро он изменит город навсегда.

 

Хронологию событий глава Белогорска Станислав Мелюков вспоминает на раз-два. В 2021-м состоялся долгожданный аукцион на проектирование нового путепровода в районе бывшего хабаровского переезда. Этому предшествовало решение главы из программы ремонта дорог направить на эти цели 55 млн рублей. Было 6 участников, две жалобы в УФАС, признанных последним необоснованными, и подрядчик ОАО «Институт Гипростроймост».

 

В июле 2022 года после прохождения государственной экспертизы и её положительного заключения Белогорск получил 320 кг проектно-сметной документации на новый путепровод. Начался самый сложный этап - поиск денег на возведение самого сложного и дорогостоящего объекта за всю историю города. На тот момент он обходился в 2,9 млрд рублей. Казалось, что реальные очертания, помимо выполненной проектным институтом визуализации объекта, у мостового сооружения и подходов к нему появились уже на ВЭФ-2022. Тогда между правительством области и Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики было подписано соглашение о намерениях о реализации проектов по созданию путепроводов с компенсацией инвестору до 100% от сметной стоимости затрат по проекту за счёт средств федерального бюджета.

 

Строить нельзя оставить

 

Однако порадовался новостям ВЭФ город рано. Даже при условии включения объекта в мастер-план развития дальневосточных городов, утверждённых президентом России. По некоторым причинам строить начали не в Белогорске с действующим, но аварийным путепроводом через Транссиб, а в Бурейском и Серышевском районах. Срок, как говорится, сместился вправо. Но при этом последовало и решение губернатора принять в собственность субъекта все мостовые сооружения города. Содержать их и отвечать за безопасность муниципалитет по очевидным, и прежде всего финансовым причинам, не мог.

 

Так, уже в декабре 2023 года помимо единогласного решения депутатов горсовета о передаче в региональную собственность путепроводов, область получила и весь наработанный ранее документационный груз в треть тонны. Под завершение следующего, уже 2024 года, субъект заключил контракт на строительство в рамках президентского нацпроекта «Инфраструктура для жизни». Заказчиком выступило областное учреждение «Амурупрадор», цена контракта - 4,147 млрд рублей. По итогам конкурса был определён подрядчик АО «Мостострой-11» (г. Тюмень). Завершить строительство по контракту он должен не позднее октября 2028 года. Если всё пойдёт гладко, то и раньше.

 

Стройка только началась

 

В январе 2025 года Станислав Мелюков подписал разрешение на строительство. Начался интенсивный диалог с подрядчиком по решению оргвопросов. Первоначальные - площадки для инертных материалов по обе стороны Транссиба и подъезды к ним, проживание строителей (необходимо расселить около 300 человек) и начало расселения домов, попадающих в зону застройки. Под переселение попали 18 жилых домов частного сектора и одно нежилое сооружение.

 

В первый день весны на стройплощадку доставили первую технику. Началось бурение первых скважин для погружения пробных опор. Вбивание свай в жилом массиве ожидаемо оказалось ощутимым. Неприятным для тех, кто под расселение не попал, но очень хотел бы. Жаловаться такие начали ещё до того, как. Публично. Призыв к терпению с объяснением, что ни одна стройка не проходит без определённых неудобств, тем более такая сложная, в стеснённых условиях, оказалась слабым аргументом. Стратегическая важность объекта для всего города - тоже.

 

- Терпения набираться я не собираюсь, мне строительство этого путепровода безразлично, - заявил «сосед строительства» в телеграм-группе «Делаем Белогорск лучше!» (орфография и пунктуация автора сохранены, прим. ред.). - Не знаю, кто отвечает за строительство, но раз решили, пускай строительство проходит без дискомфорта для местных жителей и с соблюдением всех мер техники безопасности.

 

Сложный, но важный

 

3 марта по инициативе главы Белогорска Станислава Мелюкова подрядчик вместе с замглавы по развитию территории Ольгой Зверевой с жителями района провели информационную встречу. Рассказали об этапах строительства и взаимодействии с населением на всём протяжении работ. Безопасность - прежде всего.

 

- Строительство нельзя было откладывать, потому что у существующего путепровода, который нам передал муниципалитет в наше управление, высокий уровень износа, - рассказал начальник производственного отдела ГКУ «Амурупрадор» Алексей Андреевский. - Строительство нового путепровода обеспечит движение по городу без пробок, безаварийно, а пешеходам - безопасный переход через железнодорожные пути по специально отведённым зонам. Подрядчик приступил к работам, завёз сваебойную технику. Уже забили, как мы видим, 5 пробных свай. Далее переезжаем на ту сторону Транссиба, чтобы также забивать пробные сваи.

 

Общая протяжённость путепровода с подходами, вместе с тем, составит 1,6 километра. Он будет соответствовать всем современным требованиям. Стоимость работ оценивается уже в 4,1 млрд рублей.

 

- Хотелось бы сразу здесь урегулировать все вопросы, чтобы в последующем их не возникало, - отметил заместитель начальника - главный инженер ГКУ «Амурупрадор» Иван Романов. - В основном, это строительный шум, конечно. Без него пока никак. При этом все работы ведём в разрешённое время и не нарушаем закон о тишине. Что касается переселения, то сейчас мы производим работу по межеванию земельных участков, по оценке. К концу мая, началу июня согласуем это с минимуществом, и в адрес собственников будет направлена информация о стоимости компенсации за причинённый ущерб. Далее начнётся выплата компенсаций за имущество и изъятие участков. Есть соответствующее распоряжение губернатора.

 

Расселением будет заниматься заказчик строительства «Амурупрадор», администрация Белогорска окажет всяческую помощь. Интересовал жителей и вопрос по ограничению дорожного движения.

 

- Ограничения движения никакого не планируется, - с картами, в деталях, предельно доступно рассказал заместитель начальника, главный инженер ГКУ «Амурупрадор» Иван Романов участникам встречи подробности стройки. - Под путепроводом ваш дом тоже не будет находиться. Крайняя опора она находится вот здесь. Здесь будет дорога, правильно? Это будет проезжая часть. Как была, так и будет. Только мы её благоустроенной сделаем, современной и безопасной.

 

Встреча с жителями длилась минут 40. Каждый получил ответ на свой вопрос. Объект предстоит возвести действительно сложный, но важный. С этим согласились все.

 

Вместе с тем, в Белогорске одновременно началось очередное усиление действующего, но аварийного путепровода. Начались работы с опоры N5. Всего предстоит усилить четыре столба, держащего дорогу над Транссибом. К середине марта город ждёт полное перекрытие единственной артерии, связывающей микрорайоны Центральный и Транспортный. Эти сутки вновь напомнят уже скептикам о том, что с одним путепроводом Белогорску совсем сложно.

Светлана Саенко

НазадАрхив