«Нет такого «двоечника», которого не за что было бы похвалить!»
интервью
«Давно люблю я школьные звонки, а впрочем, и не может быть иначе, с них начинается живая вязь строки, и первые раздумья над задачей». 5 октября учителя всего мира отметят свой профессиональный праздник. В преддверии этого дня учитель математики МСОШ N200 с 37-летним стажем Любовь Ивановна Кривега в интервью корреспонденту газеты «Сегодня» Галине Кучерявой рассказала обо всех тонкостях школьной жизни.
- Любовь Ивановна, математика для Вас - работа или призвание?
- К сожалению, работа учителя становится все менее привлекательной в наше время. Это очень тяжелый труд, поэтому без призвания работать в школе нелегко. Я люблю входить в класс, полный ребят, смотреть на лица своих учеников, чувствовать, как с каждым уроком они все увереннее и увереннее общаются с «царицей наук». Математика для меня - это не просто формулы и вычисления, а способ мышления и способ общения: логичный, лаконичный, доказательный. И вообще, математика - это полет мысли, полет фантазии. С годами, с опытом работы моя деятельность все больше наполняется другим содержанием, но по-прежнему приходить в класс на урок - большая радость для меня. И за это спасибо моим ученикам!
- Помните свой первый класс, в который пришли работать?
- Больше всего я помню свой первый класс именно в этой школе. Так случилось, что в 1990 году меня перевели из Буреи в Белогорск, здесь я приняла 5 класс - мой первый выпуск. Это были замечательные дети, которые оставили очень яркий след в моей памяти, я их никогда не забуду. Все они удачно поступили в вузы, военные училища, очень приятно, когда они приходят, рассказывают о своей жизни, интересуются моей. Как быстро летит время! Кажется, совсем недавно я встретилась со своими первыми учениками, а за плечами уже 37 лет в школе.
- У вас есть любимчики, или все равны?
- Нет, все равны. Каждый ребенок талантлив по-своему. Нет такого «двоечника», которого не за что было бы похвалить. Я не могу допустить, чтобы в глазах моих учеников появилось разочарование. Считаю, что интерес - это ключ к знаниям, и его необходимо поддерживать в детях. Умение увлечь учеников своим предметом - и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся.
- Волнуетесь перед первой встречей с классом?
- Наверное, волнение есть, ведь нужно оправдать доверие учеников, которые пришли к тебе.
- А сами любили учиться в школе?
- Очень. Я всегда хорошо училась.
- Какие предметы были любимые?
- Математика и физкультура.
- Такие разные?
- Разные, но я почему-то ждала и математику, и физкультуру с нетерпением. Была просто очарована своей учительницей Сердюк Альбиной Алексеевной. Она была для меня идеалом доброты, справедливости, грациозности, требовательности. Мне всегда хотелось быть на нее похожей.
- На Ваш взгляд, чем отличается профессия нынешнего учителя от учителей, которые дали Вам путевку в жизнь?
- Вы знаете, когда мы сами были учениками, просто боготворили и уважали своих учителей. В то время многие «рвались» в эту профессию, поскольку она была очень престижной. Сейчас многое изменилось.
- Не жалеете, что выбрали такую профессию?
- Ну, куда уже деваться (смеется), нет, конечно. Но молодым учителям всегда говорю, что пока не изменится отношение государства к учительству, молодежи здесь делать нечего. На такую низкую зарплату, которую платят учителям, семью содержать крайне сложно. Говорят, деньги - это свобода. Какая у нас может быть свобода, когда приходится считать копейки.
- Что Вам нравится, и что не нравится в Вашей работе?
- Нравится, что у нас отпуск большой (смеется). Очень нравится видеть результаты своей работы. Большой минус, конечно, в том, что очень низкая зарплата.
- Что бы Вы хотели изменить в сфере образования?
- Чтобы было меньше отчетности, на это уходит очень много времени, лучше было бы посвятить его детям.
- О чем Вы думаете, идя в школу?
- Прокручиваю планы уроков, что, как пройдет.
- А из школы?
- Анализирую, все ли у меня получилось так, как я хотела.
- Тяжело ли учителю дома, ведь домашние дела никто не отменял?
- Нелегко. Это тяжелый труд, поэтому наши учительские дети чаще всего растут без присмотра. С возрастом думаешь, что недодала своим детям того, чего могла бы дать: ласки, тепла, заботы.
- На Ваш взгляд, каким должен быть учитель?
- В первую очередь, грамотным. Он должен не только любить детей, но и прислушиваться к их мнению, без этого нельзя.
- Чего бы Вы пожелали своим коллегам в День учителя?
- Здоровья - это самое главное. Душевного спокойствия, чтобы в семьях было все хорошо. Ну, и, конечно, способных учеников.