Сегодня на Амуре № 44 (9 ноября) 2011 г.


Должников заставят отработать

 

жилкомхоз
 

С недавних пор в эфире местных телеканалов снова появились видеоролики, обращенные к неплательщиками: «Где взять один миллион рублей каждый день?» Вопрос не праздный, ведь от того, насколько оперативно граждане платят за коммунальные услуги, зависит благополучное прохождение отопительного сезона. Последние три года его удавалось проходить без особых проблем. Однако сейчас городская власть бьет тревогу: цена на мазут в России вышла из-под контроля, денег на него не хватает. И один из способов купить его, чтобы в квартирах белогорцев всегда было тепло, - вернуть долги неплательщиков. В том числе и с помощью судебных приставов…

 

Говорят, что злостных неплательщиков обяжут расплатиться с долгами, даже если сейчас у них нет денег и работы. Взыскатели задолженности возьмут на себя помощь в трудоустройстве, планируя для этого сотрудничать с центрами занятости населения и получать самые свежие списки вакансий.

 

Подобный опыт уже есть в нескольких регионах. К примеру, в Воронежской области судебные приставы за 9 месяцев взыскали 57 миллионов рублей.

 

Теперь центры занятости предоставляют им исчерпывающую информацию о наличии вакантных рабочих мест, в том числе и на предприятиях ЖКХ. Приставы в обязательном порядке информируют о них нетрудоустроенных должников по жилищно-коммунальным платежам, не давая возможности забыть о накопленных долгах.

 

- А у нас общий долг неплательщиков за жилищно-коммунальные услуги достиг около 180 миллионов рублей, - рассказывают в Белогорской управляющей компании и, безусловно, одобряют идею с трудоустройством неплательщиков.

 

Здесь поясняют, что на взыскание задолженности за жилищно-коммунальные услуги в суд направлено более трех тысяч исковых заявлений с общей суммой на 102 млн рублей. Это иски в отношении тех, у кого задолженность за ЖКУ более трех месяцев.

 

- Хорошо, что судебные приставы могут обязать должников отработать, - рассказывают в Управляющей компании. - Мы, к сожалению, никаких принудительных мер воздействия не имеем, только суд. Хотя в городе уже был опыт трудоустройства неплательщиков, но заставить не могли, только предлагали.

 

Как это было, многие помнят. С должниками заключали договор на временное трудоустройство в одном из коммунальных предприятий, предлагая работу по благоустройству города. Пятьдесят процентов заработанных по договору денег шло в счет погашения задолженности, остальное выдавалось на руки. Желающие подконтрольно отрабатывать долги были, но массовый характер эта непопулярная мера так и не приобрела. Возможно, действительно потому, что носила чисто рекомендательный характер.

 

- За тепло и свет перестают платить, как правило, те, с кого взять практически нечего, в карманах гуляет ветер, - анализируют коммунальщики. - Иногда долги набегают и у обеспеченных людей, но здесь дело нередко в «забывчивости». Если напомнить, идут платить. А злостным неплательщикам советовать, напоминать и рекомендовать, наверняка, бесполезно, их нужно просто обязать.

 

Правда, как и когда это начнут делать, белогорские приставы-исполнители еще не знают. Слышат новости по этому поводу из соседних регионов, читают об этом в газетах, но сами заниматься трудоустройством пока не пробовали.

 

- Отличная идея, - признает судебный пристав-исполнитель Надежда Гаврошенко и выражает надежду, что, возможно, эта мера позволит, наконец, избавиться от неисполненных исполнительных листов.

 

- Раньше только двое приставов должниками за ЖКУ занимались, а сейчас практически всем коллективом, - рассказывает она. - Разделили город на микрорайоны и улицы, поэтому у каждого пристава своя «ноша» должников. А работы очень много. Завал.

 

Это красноречиво подтверждают многочисленные папки с документами на рабочих столах.

 

Как сообщает ведомство, взыскание «коммуналки» является одним из приоритетов, поэтому территориальные подразделения ищут действенные способы борьбы. Хотя схема взыскания задолженности не изменилась: поступает исполнительный лист, выносится постановление о возбуждении исполнительного производства, о чем обязательно извещают и должника, и управляющую компанию. Затем неплательщика вызывают на прием к судебному приставу, и в лучшем случае он приходит. Если нет, приставы выезжают на дом, проверяют наличие имущества, которое можно описать в счет долга.

 

- Бывает, что квартира забита дорогой бытовой техникой, а за ЖКУ не платят годами, и даже лицевой счет в управляющей компании для этого не открывался никогда, - рассказывают приставы-исполнители.

 

В этом случае разговор короткий. Когда по-хорошему с должниками не получается, приставы могут применить и строгие меры: наложить арест на банковский счет, ограничить право выезда за пределы страны, направить исполнительный лист по месту работы для принудительного удержания части зарплаты должника и тому подобное.

 

Об этом, кстати, многие уже знают. Постепенно в этой части от слов перешли к делу, так что, сомневаться не приходится. А теперь в ведомстве всерьез заговорили о возможном выселении.

 

- Самая крайняя мера при взыскании долгов по коммунальным услугам - это арест жилья и выселение, - говорят приставы. - Поэтому гражданам, которые не хотят расставаться с нажитым имуществом в принудительном порядке, следует позаботиться об уплате долгов в кратчайшие сроки и впредь их не накапливать.

 

Судя по всему, у злостных неплательщиков два пути - либо послушаться и отработать долги, либо прощаться с обжитыми квадратными метрами. Кстати, с поисками работы проблем быть не должно. В Центре занятости Белогорска сотни свободных вакансий по рабочим специальностям.

Анна Нурадилова

НазадАрхив