Сегодня на Амуре № 45 (16 ноября) 2011 г.


Родом из детства

 

увлечения
 

То, что с нами из детства, наверное, - навсегда. Немного их по всей стране, может быть, наберется: от силы несколько десятков в Москве и в Питере, единицы в таких городах как Белогорск. Виктор Харьков в их числе...

 

- Помню, совсем еще пацаном был, когда поезда на паровозной тяге ходили, - рассказывает он, а глаза светятся каким-то особенным светом. - Это целое зрелище проходящий состав с паровозом. Столб пара, громадные колеса, движущиеся шатуны.

 

Виктор не ходил в детский сад. Семья жила в частном доме в микрорайоне «Сосновка». А рядом, практически за забором, - железная дорога. Она была воплощением всех детских мечтаний. На проходящие поезда мальчишка смотрел часами.

 

Сейчас он говорит, что паровозы - это настоящие произведения искусства. Есть в них что-то патриархально-забытое и вместе с тем теплое и родное. Но, то ли он поздно родился, то ли технический прогресс активно двигался вперед, однако к окончанию школы паровозная эпоха прекратилась.

 

А потом полжизни в других заботах. Работал киномехаником во всем известном кинотеатре «Россия», потом водителем у частника…

 

- Мне было уже давно за 30 лет, когда соседский парень, окончив школу, поступил учиться на помощника машиниста, - вспоминает Виктор. - Я ему говорю: «Принеси тетрадки с книжками. Посмотреть хочу, что вы изучаете. Очень интересно». Он принес, и посоветовал: «А может, и Вы бы поучились».

 

И Виктор действительно пошел учиться. Вспоминает, что тогда директором ПУ-12 был Евгений Семенович Макаренко. Он встретил, выслушал. Начал было объяснять, что возраст для студента уже не подходит, но увидел пачку фотографий паровозов, послушал, с каким воодушевлением мужчина рассказывает про свое увлечение, и не смог отказать - учиться разрешил. Правда, «гранит науки грызть» пришлось самостоятельно - экстерном. Сдавал экзамены раз в неделю, в остальное время работал. А на практику взял отпуск на основной работе. С тех пор, наверное, железная дорога не отпускает.

 

Сейчас Виктор уже не работает помощником машиниста, но в его архиве несколько тысяч фотографий локомотивов, паровозов, электровозов. Очень много книг и журналов, подарочных изданий, на приобретение которых не жалко никаких денег. Есть еще несколько десятков моделей локомотивов и куча мини-рельсов. У Виктора есть большая мечта: заказать в комнату специальную мебель, уложить вдоль всего периметра эти рельсы и превратить спальню в железную дорогу с проходящими локомотивами.

 

- А самая интересная и старинная вещь в коллекции - табличка от пассажирского вагона, - сухо так рассказывает любитель. - Обнаружил ее на 6 километре благовещенской ветки. Валялась рама от вагона. Я подъехал, посмотрел.

 

На самом деле тогда эмоции переполняли. Мужчина признается, что еще подростком был, когда заприметил эту раму на обочине железнодорожного полотна. Летом в траве ее было почти не видно, а весной и осенью, после палов травы, отчетливо выделялись ржавые конструкции. Вот так она несколько десятков лет и пролежала. Дождалась.

 

- Честно сказать, я забыл совсем о ней, не вспоминал, - говорит мужчина. - Но тут стал выписывать журнал любителей железных дорог. И однажды в номере целая статья была посвящена старинным вагонным табличкам. Прочитал и тут же вспомнил. Когда добирался до места, думал, ну, максимум, годов двадцатых «экспонат». Оказалось, 1899 года. Больше ста лет ей. А на табличке, кроме указания года, надпись: «Акционерное общество механических и вагоностроительных заводов в Риге «Феникс».

 

...Этим летом осуществилась еще одна задумка увлеченного любителя. Настоящий ретро-тур совершил Виктор Харьков с единомышленниками из Москвы. Рассказывает, что раньше общался с такими же любителями железных дорог посредством почтовой переписки. Писали друг другу письма, обменивались фотографиями поездов. Сейчас в этом плане попроще - общаются в Интернете.

 

- Вот списались и договорились встретиться, чтобы совершить путешествие на Кругобайкальскую железную дорогу, - делится он впечатлениями. - Друзья выехали из Москвы, я - из Белогорска. С рюкзаками, палатками. Когда собрал багаж и попытался поднять, честно сказать, с трудом представлял, как с таким «грузом» буду идти. Но приехали на место и обо всем забыл. Как на одном дыхании пролетели несколько дней. Мы пешком прошли 94 километра.

 

Кругобайкальскую железную дорогу называют уникальным памятником дорожного строительства. Ничего подобного нет больше нигде в мире. Потрясающей красоты пейзажи, вереницы туннелей и мостов манят туристов со всего мира.

 

Железнодорожная ветка длиной более 90 км построена еще в 1905 году. Имеет 38 тоннелей, 248 мостов и виадуков, 3 железобетонные галереи с отверстиями и 15 каменных, а также 268 подпорных стенок.

 

- Всю эту красоту на фотоаппараты запечатлели, привез оттуда больше тысячи фотографий. Прошли через все туннели. Рядом Байкал, - рассказывает мужчина, а глаза снова светятся каким-то особенны светом… Быть может, мечтается о новых путешествиях. О свободном ветре, стуке колес и неизведанных далях…

Анна Нурадилова

НазадАрхив