Сегодня на Амуре № 3 (25 января) 2012 г.


Чужие мамины глаза
 

ситуация
 

Пять минут от автобусной остановки Настя бежала так, что дух захватывало. Вот уже был виден тот самый дом. И чем ближе он становился, тем тяжелее давался каждый метр этой узенькой улочки. Очень четко всплыли в памяти строчки из школьного сочинения. Она написала его в третьем классе и с тех пор почему-то помнила почти наизусть. Про маму. Потом это сочинение отправили на городской конкурс, ее наградили почетным, первым местом, настоящей грамотой и килограммом конфет. Как сказала строгая завуч в очках, за детскую мудрость и понимание…
 

«О нас, ее детях»…

 

- «Самый дорогой в мире человек - это, конечно, мама»,- повторяла она теперь, как тогда, в детстве. Только шепотом. Почти про себя. - «Ведь мама всегда нежна к своему ребенку, всегда внимательна. Кто знает, сколько боли и любви может вместить в себя материнское сердце! Ведь когда болеет ребенок, мама всегда и сочувствует, и лечит, и даже болеет вместе с ним. А когда дети вырастают, то все их боли взрослой жизни мать делит с ними.

 

Матери сопровождают нас всю свою жизнь. И даже на пороге смерти беспокоятся не о себе - о нас, ее детях. Сила материнской любви побеждает любое расстояние. И где бы мы ни были, их беспокойство, их молитвы хранят нас от жизненных невзгод».

 

…Жадно вглядываясь в окна, Настя долго стояла, не решаясь войти в подъезд. Сейчас ей уже 26. Она рассказывает, что выросла не в детском доме. Ее забрали прямо из роддома, через несколько дней после того, как от нее отказалась родная мать.

 

- Моя мама самая лучшая, - с большой теплотой в голосе, говорит она о той женщине, что для девушки и сейчас тот самый дорогой в мире человек, который воспитывал ее, лечил в детстве от простуды и был для нее самой настоящей мамой.

Правда жизни

 

Эта история потрясла и потом еще несколько дней не выходила из головы. Зашла в Интернете на один из сайтов и неожиданно увидела объявление со знакомой фамилией.

 

- «Ищу мать Иванову Татьяну Ивановну, - писала девушка. - Мама меня оставила в роддоме после рождения, 4 апреля 1984 года. Ей где-то около 55 лет. Знаю, что есть еще две сестры старше меня и что мама жила в Белогорске. Очень хотелось бы ее увидеть…»

 

В объявлении был указан контактный телефон и адрес… Город Белогорск. Выходит, она живет в том же городе, что и ее мать. Неужели искала и не нашла?

 

Сердце «выпрыгивало», когда набирала телефонный номер, указанный в объявлении. Иванову Татьяну Ивановну я знаю примерно с тех самых лет, как себя помню. У нее действительно есть дочери. Мы росли с ними в одном дворе и прекрасно друг друга помним.

 

Район, где стояли несколько пятиэтажек, как водится, не большой. Раньше большинство его жителей проживали в деревянных бараках и трудились на местном заводе. Потом им дали квартиры в новых домах. В одном из таких бараков жила Татьяна Иванова со своей семьей - мужем и двумя дочерьми. Как сплетничали бабули на лавочках, жили, видимо, не очень. Когда Татьяна в третий раз была «в положении», муж выпивать крепко стал. Бывало, не скрывая, говорил, мол, если третья опять девка родится, домой можешь с ней не возвращаться…

 

После этого прошло много-много лет. Если быть точной, то 26. В семье Ивановых так и осталось двое детей – две девочки. Что случилось с той третьей беременностью, и что еще об этом говорили бабушки на лавочках во дворе, до тех пор, пока не увидела объявление о поиске в Интернете, никогда не вспоминалось…

Не может быть…

 

Настя рассказывает, что сначала отказывалась верить в то, что тогда казалось самым страшным. Ей лет тринадцать исполнилось, когда она обратила внимание на даты, указанные в ее свидетельстве о рождении, и задумалась. Там значилось, что родилась девушка 14 апреля 1984 года, а свидетельство о рождении было выдано 9 апреля 1984 года.

 

- Выходило, что свидетельство о рождении моим родителям выдали раньше, чем я родилась, понимаете? Но ведь так не может быть! - рассказывает она о том, как узнала правду. - Я стала спрашивать маму, почему такие даты и как так получилось. Она не могла объяснить, в чем дело, а я не могла не думать об этом. Хотя узнала обо всем совершенно точно уже после того, как мне 18 лет исполнилось. Дату рождения мне по просьбе моей мамочки поменяли. Вместо 4 апреля написали 14 апреля, вот и получилось, что по документам выходило, будто свидетельство о рождении выдали раньше, чем я родилась.

 

Прошло еще семь с лишним лет, прежде чем Настя узнала, что та женщина, которая оставила ее в роддоме, тоже живет в Белогорске. Вернее, ей стали известны ее фамилия, имя и отчество. А уже по ним удалось выяснить адрес. Мучительно долго девушка принимала решение, ехать ли ей в тот дом, указанный на клочке бумаги. При этом невыносимо сильно хотелось посмотреть на ту мать, которая родила. Узнать ее. Может быть, принять и простить. Какая она? Почему она смогла отказаться от маленького и родного человечка, которого носила под сердцем 9 месяцев? И может, она всю жизнь мучается? Плачет и вспоминает каждый день?…

Это она смотрела

 

И вот Настя около того дома, к которому бегом бежала с остановки. Жадно вглядывается в окна и долго не решается войти в подъезд. В какой-то момент замечает, что из одного окна на нее тоже смотрят. Перед глазами еще долго потом лицо той женщины. Чужие глаза. Совершенно чужой человек. Это она смотрела. Потом, когда Настя постучала, открыла дверь.

 

- Она выслушала меня и потом долго расспрашивала, где я росла, кто меня воспитывал, когда я родилась, - рассказывает Настя. - В квартире, кроме нее, была еще одна из ее дочерей и маленький мальчик. Как оказалось, сын младшей дочери. Женщина сказала, что муж у нее умер. Повесился. Я смотрела на них, а внутри все колотилось.

 

…Выйти из той квартиры хотелось как можно скорее. Наспех застегивая босоножки, Настя с трудом справлялась с комом, предательски подступившим к горлу. А женщина, провожавшая ее, около двери в который раз неуверенно повторяла: «Нет, девушка, вы ошиблись… Я никого в роддоме не оставляла… Да и ни на кого из нашей родни ты не похожа»…

 

И чужие глаза спокойно оставались совершенно чужими. Значит, не нужно. Значит, все именно так и должно было быть. Только когда об этом опять вспоминается, все тот же предательский ком в горле…

Анастасия Чернявская
Имена главных героев изменены

НазадАрхив