Сегодня на Амуре № 5 (8 февраля) 2012 г.


Ох, было, люди, было…

 

письмо в редакцию
 

Вспоминаю нищие 90-е, и рука запросилась «к перу, перо к бумаге». Так ясно все вспоминается, что захотелось написать о пережитом.

 

Одни только ваучеры достойны сатирического эссе! Там, где-то наверху, видите ли, что-то подсчитали, обмозговали своими умными головами и, поделив все имеющиеся в наличии богатства, выдали на душу населения по ваучеру. Одни кинулись их скупать, другие - особо оголодавшие - продавать. Продать-то продали, а в магазинах - стройными рядами банки с зелеными помидорами и ящики с «каменными» пряниками. А тут тебе - китайцы с товаром! Одели всех в свинцовые собачьи шубы, навесили женскому полу ожерелья из «речного жемчуга», детям - по электронным разноцветным часикам! На этом ваучерный навар и закончился.

 

В те «лихие 90-е» стало прорисовываться лицо будущего олигарха. По мелочи - это те, кто начал с продажи пирожков «в особо крупных размерах» на вокзале, не ныл, а зарабатывал, как мог. Сюда же шел китайский ширпотреб; продажа барахла с капотов автомобилей. Тот, кто оказался более сообразительным, да к верхам поближе, тот работал по-крупному: «прихватизировал» в деревне газики - уазики, косилки - веялки, трактора и прочий потом пригодившийся инвентарь. Особо одаренные и нечистые на руку стали владельцами «фабрик и заводов, газет - пароходов». Это и были зачатки будущих Мавроди и Березовских, Юриев Лужковых и Валентинов Соловьевых. В России ведь всегда находятся люди в нужное время и в нужном месте, а в мутное время, да в мутной воде всегда есть, кому разгуляться. Миллионерами в те годы побывали все! Ворочали миллионами! Сотенные синенькие бумажки на рынке за сдачу не считали, пятисотки с пятитысячными путали. Правительство шлепало купюры, как туалетную бумагу, которой тогда, кстати, и в глаза не видывали. Сегодня, глядишь, нули с денежки уберут, а завтра по шесть нулей наставят. Не расслабляйся, народ, держись в тонусе!

 

Получка! Ах, какое это было желанное слово (хотя, почему было?). Ждали ее не днями - неделями, а месяцами, иные - годами! Под Новый год как-то выдали рабочим и всем прочим по мешку муки: пеки, народ, каравай, да перестройку прославляй! Детям сейчас расскажи, чем зарплату отоваривали, - не поверят: выхлопными трубами, лифчиками, посуденкой, железнодорожников - чуть ли не рельсами.

 

А помните, завивающиеся хвостом очереди за двумястами граммами липких подушечек? Народ, он – ушлый: купит кровные двести и опять в хвост - вот тебе почти полкило и несет домой радостный.

 

Однажды мы в поисках «на чем бы картошку пожарить» попали в возжаевский гарнизонный магазин. Отоварились там говяжьим жиром. Ну, помните - желтый такой, застывающий во рту? Это был апогей 90-х! Незабвенную «галлину бланку» вспоминаем с чувством глубокой признательности. Народ попробовал и стал брать пачками. Суп-то действительно показался очень вкусным! Так начали свое триумфальное шествие глютамат натрия и прочие «Е»!

 

«Шоковая терапия» действительно была шоковой! Масло сливочное по З руб. 70 коп за кг., которого уже в помине не было, стало - хлоп - по 188 рублей! За одну ночь выбросили на прилавки невесть откуда взявшиеся продукты - налетай, пока подорожало! Каждый судорожно подсчитывал в уме, что можно купить на свои обесцененные бумажки.

 

О талонах - история еще та! Вот тебе - вермишель, на этот - маслом разживешься. А на этот талончик - мылом помоешься. Военное положение, да и только!

 

Завезли как-то в ту пору в наш сельмаг китайские полотенца по бартеру за сою. Выдали каждой семье по полотенчику - то-то радости было! В хозяйственном делили: тебе - тазик, вам - кастрюлю, тебе - кружечку. Как это - тебе три надо? Всем надо, одной хорош будешь!

 

Да, вспомнишь - вздрогнешь! А сейчас! Магазины забиты до потолка, изобилие, как в бывшем загнивающем капитализме. Стоим, перебираем, нос воротим, дату изготовления проверяем... Пенсию - день в день прямо на дом, получку ту благословенную - чуть ли ни час в час! Продуктовые коляски, груженые с верхом, по «Авоське» катим, машин развелось - пруд пруди - припарковаться негде…

 

Есть, правда, и сейчас «кой-какие мелочи», но история эта совсем о другой стране, и судить будут уже наши дети и внуки, да и название этим годам придумают.

Валентина Морозова

Учитель английского языка с. Пригородное

НазадАрхив