Сегодня на Амуре № 7 (22 февраля) 2012 г.


Оценщики будут правильные

 

законотворчество
 

Страховым компаниям вскоре придется «по полной» возмещать затраты на ремонт автомобилей, попавших в аварию. Занизить стоимость этих расходов, как это нередко бывает сейчас, страховщики не смогут. Для них в ближайшее время заработают новые «Правила проведения независимой технической экспертизы транспортного средства».

 

Для страховых компаний в целом и оценщиков, в частности, вопрос крайне принципиальный. В правилах будет подробно расписано, как именно следует проводить экспертизу, если застрахованная машина попала в ДТП, или на нее, скажем, упал кирпич с крыши дома. Как считают разработчики документа, сегодня страховщики действуют практически по своему усмотрению. Хотя есть старые правила десятилетней давности, но они очень общие. А введение новых правил устранит неоднозначность оценок, даст точное определение, что можно считать вмятиной на «пострадавшем» авто, а что - царапиной. Подробно с инструкцией планируют расписать даже то, как нужно фотографировать машину после ДТП.

 

При этом скептики из числа автомобилистов и оценщиков признают, что правила написаны в первую очередь для страховых компаний, и решение о размерах выплат все равно остается за ними. Правда, на это в Минтрансе обещают, что теперь, пользуясь единой методикой, автовладелец сможет доказать свою правоту в суде.

 

- Но ведь и сейчас совсем не редкость случаи, когда пострадавшие в ДТП вынуждены обращаться в суд, - рассказывает, в свою очередь, один из профессиональных белогорских оценщиков. - Мы у себя в офисе даже специальный архив судебных решений собираем, - рассказывает он и уточняет, что в копилку попадают «приговоры», которые оказались в пользу автовладельца, чья машина пострадала в аварии.

 

При этом оценщики признают: нередко суммы начисленных по страховке выплат в разы меньше, чем они могли бы быть с учетом полученных в ДТП повреждений машины. Причем, занижены эти цифры искусственно, и уж, конечно, не в интересах автовладельца.

 

- У нас есть примеры, когда суммы выплат были меньше, чем положено, в 8 раз, - рассказывает еще один белогорский оценщик Сергей Ячный. - Вот представляете, получает автовладелец страховую выплату и понимает, что на эти деньги ему машину явно не восстановить. Он обращается к нам за помощью, получает настоящую оценку повреждений, а потом вынужден обращаться в суд, чтобы оспорить результат работы карманных оценщиков, нередко работающих совместно со страховыми компаниями.

 

ОСАГО, кстати, заработало с 2003 года. И как вспоминают водители, в первое время за пострадавший в аварии автомобиль страховщики выплачивали реальные деньги, которых вполне хватало на ремонт, а иногда даже лишние оставались. Но постепенно и здесь разобрались, что к чему. Теперь вот тотально могут занизить свои расходы.

 

Кстати, кроме оценщиков, профессионально оценить ущерб могут судебные эксперты. Вот они и подтверждают, что частенько их «коллеги» по оценочному бизнесу оказываются неправы.

 

- И, наверняка, никакие новые правила им не помогут, выкрутятся, - говорят «правильные» специалисты, рассказывая, что оценщиков и так пытаются поставить в линейку уже лет девять, не меньше. Сначала, мол, шла речь о создании квалификационной комиссии. Теперь вот всерьез обсуждается вопрос об аттестации оценщиков, которые в идеале должны стать экспертами-техниками.

 

- Судя по всему, за аттестацию придется платить, - признают оценщики. - Ну, зачем это? Кто придумал? Если специалист добрых десять лет занимается оценкой имущества, у него есть достаточный опыт и профессионализм, что даст эта приставка «техник», если по сути ничего не изменится?

 

На все эти вопросы в Минтрансе отвечают, что правила, регламентирующие процедуру технической экспертизы, по сути являются первым шагом к созданию единой методики. Следующим шагом должно стать нормативное утверждение информационного обеспечения расчета размера расходов на материалы, запчасти и работы при восстановительном ремонте транспортных средств. Кроме того, хотят оценщики этого или нет, в 2012 году заработает так называемая межведомственная аттестационная комиссия (МАК) для проведения профессиональной аттестации экспертов-техников. Решение комиссии о профессиональной аттестации кандидата даст полное право на осуществление деятельности по проведению независимой технической экспертизы.

 

Пока этого не произошло, оценщики продолжают работать в прежнем режиме, но как бы там ни было, прекрасно понимают - для того, чтобы стать правильными специалистами, придется пройти аттестацию. А автовладельцам, в свою очередь, остается надеяться на то, что все делается к лучшему.

Анна Нурадилова

НазадАрхив